Бунтари без причины и прогнившие социальные устои.
Бунтари без причины и прогнившие социальные устои.
Эпоха рассерженной молодёжи
Британская новая волна началась в 60-х годах XX века, но, в отличие от французской, пошла иным путем. Ставка была сделана не на революционный для своего времени монтаж и режиссуру, а на остросоциальные сюжеты, где главный герой – выходец из рабочего класса, пытающийся найти своё место в крайне иерархичной и консервативной социальной системе британского общества. Выразителями идей этого направления в полнометражном кино стали Майкл Ли, Алан Кларк и Кен Лоуч.
Обыденность как метод выразительности
Майк Ли дебютировал в 1971 году с фильмом «Мрачные моменты», который задал направление всему его последующему творчеству.
Рассказ о буднях машинистки, пытающейся устроить личную жизнь и параллельно заботиться о своей умственно неполноценной сестре, стал примером того, как через жизнь обычных людей можно показать процессы, характерные для общества в целом. Вершиной творчества Ли стала вышедшая в 1993 году «Обнажённая» - неспешное повествование о странствиях в лабиринтах серого британского города циника Джонни.
У него нет ни работы, ни амбиций, он не заботится ни о чьих чувствах и не задумываясь разрушает жизни людей, которых притягивает своей харизмой нигилиста и философа. Как и жизнь Джонни, картина не имеет морали или ярко выраженного послания, её обрывистый ритм оставляет зрителя в смешанных чувствах.
Активная деструкция
Если герои Майкла Ли – пассивные наблюдатели, выражающие свой протест в социальной обособленности и духовном нигилизме, то герои еще одного представителя Британской новой волны, Алана Кларка, — активные разрушители консервативных устоев. «Рассерженного молодого человека», как дали определение такому типу героев в литературе и кино Великобритании 60-70-хх годов, в фильме «Сделано в Британии» блестяще сыграл Тим Рот.
В его исполнении 16-летний скинхед превращается из деструктивного антигероя в жертву классового расслоения и пенитенциарной системы для несовершеннолетних. К концу фильма его противоречивая фигура становится маркером болезни иерархичного общества, а в финале режиссёр отказывается от осуждения своего героя.
Истории о маленьком человеке
Самым ярким и, пожалуй, наиболее известным режиссёром нового социального кино Британии стал Кен Лоуч. В его фильмографии трудно выделить один программный фильм, так как каждая картина – это новый взгляд на нерешённые проблемы социальных институтов, новые герои, рассказывающие привычные, но всё ещё живые и интересные истории, трогающие зрителя своей простотой и откровенностью.
«Кес» - пронзительное повествование о школьнике Билли Каспере. Родившись в бедной семье, он с детства вынужден подрабатывать, терпеть диктатуру школьного руководства и собственного старшего брата. Простая история о дружбе мальчика и сокола, которого он нашёл на соседней ферме, обнажает язвы общества, где во главу угла ставится беспрекословное соблюдение правил общественной жизни, а не личность и семья.
Если…
Ещё один фильм, стоящий немного особняком от вышеперечисленных картин, – это «Если…» режиссёра Линдсея Андерсона. В то время как Алан Кларк открыл для большого кино Тима Рота, Андресон представил Малькольма Макдауэлла.
В картине он исполнил роль ученика английской частной школы Мика Трэвиса, который вместе с двумя друзьями противостоит прогнившей системе, где доносы, казарменный быт и постоянные унижения считаются нормой. Режиссёр не пытается показать, в кого превращает людей социальное неравенство, но ищет истоки того, откуда в поколении 60-х столько ярости и гнева по отношению к общественным устоям.
Текст: Валерия Петухова
13 апреля 2021
Вы можете авторизоваться на сайте через:
Comments ()
You need to login to create comments.